Создание интернет-магазина предполагает высокую вариативность выбора технической, организационного-правовой формы ведения бизнеса, а так же многообразие отношений между владельцем интернет-магазина и производителем/поставщиком товара. Одной из форм такого сотрудничества является франчайзинг. При данной форме правоотношений, на стороне производителя выступает владелец бренда предоставляемого товара. Франчайзинг – понятие объемное, применяемое для различных сфер предпринимательской деятельности, а организация интернет-магазина – является одной из возможных форм его воплощения в реальность.
В российском законодательстве такого понятия как франчайзинг, нет, и поэтому все отношения, построенные на франчайзинговой основе, регулируются статьями ГК РФ о коммерческой концессии (положениями о лицензионном соглашении).
Франчайзинг – система отношений между различными субъектами предпринимательства, при которой одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. В случае с организацией интернет-магазина, на стороне франчайзи выступает продавец (владелец магазина), а на стороне франчайзера – правообладатель бренда. Владелец интернет-магазина получает право на возмездной основе, используя бренды франчайзера, но от своего имени, вести данный бизнес.
Франчайзинговые отношения отличаются такими признаками как:
-возмездность – за пользование брендом, франчайзи обязан уплачивать определенную сумму. Применительно к интернет-магазину, оплата может осуществляться в форме фиксированных разовых и/или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров (в иной форме), либо, франчайзи обязуется приобретать у франчайзера товары. Кроме того, как правило, для того, чтобы получить само право пользоваться товарным знаком, франчайзи должен уплатить определенную сумму.
-франчайзи получает право пользоваться товарным знаком/брендом франчайзера. Объем использования устанавливается франчайзером
-помимо товарного знака, франчайзи получает информацию о том, как следует вести бизнес под данной маркой, то есть, уже готовую модель ведения предпринимательской деятельности. При необходимости, франчайзер осуществляет своего рода обучение и всестороннюю поддержку франчайзи.
Теперь поговорим о правовых моментах касающихся соглашения коммерческой концессии – то есть, документального воплощения, согласно нашему законодательству, системы франчайзинга. Для этого обратимся к главе 54 ГК РФ. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане - ИП (мы и дальше будем, для удобства, называть стороны франчайзи и франчайзер, хотя ГК данные названия не предусмотрены).
В соответствии с изложенным в ст.1027 ГК ФР, данный договор может заключаться в отношении использования франчайзи товарного знака, знака обслуживания, и других объектов исключительных прав (коммерческого обозначения, ноу-хау). Так же, договор коммерческой концессии предполагает использование франчайзи комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера. В самом соглашении устанавливается:
-объем использования исключительных прав, опыта, репутации -срок и территория использования, могут как указываться, так и нет -возможность субконцессии – то есть право (обязанность) франчайзи разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса -ограничения прав сторон (запрет на конкурирование с франчайзером на определенной территории; на получение аналогичных прав у конкурентов франчайзера и т.д. – ст.1033 ГК РФ)
Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации (равно как его изменение и досрочное расторжение), в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
ГК РФ устанавливает обязательные права и обязанности франчайзера и франчайзи. Франчайзер обязан: -предоставить франчайзи всю необходимую документацию и информацию, для осуществления прав по договору, а также проинструктировать по основным вопросам -обеспечить гос. регистрацию договора; оказывать франчайзи постоянное содействие; контролировать качество товаров производимых франчайзи – если договором не предусмотрено иное.
Франчайзи обязан: -использовать предоставленные объекты исключительных прав, указанным в договоре образом -обеспечивать тот же уровень качества товаров (объема услуг), что и у франчайзера -соблюдать инструкции и указания франчайзера -не разглашать коммерческую информацию -предоставить оговоренное количество субконцессий, если это необходимо -информировать покупателей о том, что его деятельность осуществляется на основе договора коммерческой концессии. -имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок
Франчайзер несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров, продаваемых им. По требованиям, предъявляемым к франчайзи как изготовителю продукции, франчайзер отвечает с ним солидарно.
Расторжение договора возможно: -с обоюдного согласия сторон, при уведомлении партнера в указанный в договоре срок -при грубом нарушении со стороны франчайзи -при прекращении права франчайзера на объект исключительных прав, предоставленных по договору
Система франчайзинга выгодна обеим сторонам – франчайзер получает широкий рынок сбыта продукции, плюс обширную рекламу бренда. Франчайзи – возможность открыть свое дело, имея при этом всестороннюю поддержку со стороны франчайзера, а так же выступая под известны на рынке товарным знаком, что существенно облегчает ему ведение бизнеса. Однако, франчайзи следует помнить, что минусом данной системы являются ограничения и контроль со стороны франчайзера. Источник: http://provincialynews.ru
|